В настоящее время нередко наблюдается затруднение, возникшее в процессе воспитания детей и обозначенное многими преподавателями как аномальная подвижность ребенка. Причин
такого поведения можно выделить несколько и они имеют не только психологические факторы, но и социальные и даже экологические. Вначале попробуем разобраться с глубоко скрытыми в самой личности ребенка проблемами - психологическими.
Ребята, относящиеся к категории гиперактивных, неосознанно находятся в беспокойном состоянии. Эта взволнованность имеет настолько длительный характер и повышенный уровень, что сами дети привыкают и полагают такой стиль поведения нормальным. Отсутствие сдерживающего внутреннего механизма вынуждает их постоянно делать много лишних суетливых движений. Такие дети часто пытаются обратить на себя внимание других путем гримасничанья, ерзания, постукивания. Для них посидеть на одном месте неподвижно - просто непосильная задача, им надо постоянно вскакивать и куда-то бежать, кого-то затронуть. Невнимательность и рассеянность их самые большие свойства. Но к счастью, находятся в такой среде сверх активных ребят и способные к сосредоточенности и концентрации сознания. Они неплохо занимаются и успевают по многим наукам, быстро схватывая материал. Гиперактивные дети часто имеют быстрый и живой ум, способны перерабатывать разнообразную информацию. И талантами они совсем не обижены. Главное - это помочь им найти себя и правильное направление в реализации своих многогранных харизм.
Но все-таки к большей части гиперактивных детей необходимо повышенное проявление заботы со стороны взрослых. Такое акцентирование возможно лишь в небольших детских коллективах или группах. В противном случае гиперактивный ребенок не только сам не занимается делом, но и другим мешает учиться. В большом классе при наличии нескольких сильно подвижных детей учитель не в состоянии обеспечить нормальный учебный процесс и направить внимание учеников на выполнение упражнений. В случае отсутствия у ребенка диагноза гиперактивности, он сможет успевать за всеми остальными, если не будет притягивать внимание учителя и других детей на свои выходки. Такому человеку нет необходимости постоянно напоминать о соблюдении дисциплины и порядка. Самый оптимальный вариант - это прикоснуться к нему мягко, но убедительно, отпустить с урока на пару минут для снятия перевозбуждения. Пусть он немного подвигается вне класса и, потеряв интерес к одинокому своему положению, вернется к группе уже успокоенным. Большое значение имеет то, как дети ведут себя на перемене. Гиперактивным подросткам мышечное напряжение между уроками помогает справиться с рискованным и мятежным характером, и зайти в класс после звонка несколько физически уставшим, что обеспечит, хотя бы на короткое время, спокойствие и уравновешенность.
В основном сверхподвижные дети не желают злонамеренно портить всем настроение и, особенно, преподавателю. Их выходки - не есть результат внутреннего конфликтного состояния или агрессивного отношения к другим. Причина такого поведения кроется чаще всего в неумении упорядочивать свои мысли и желания, в излишнем стремлении обратить внимание других на себя. Быть в центре всех событий, выступая главным героем в них, - это все, что нередко мучает гиперактивных подростков в переходном возрасте.
У таких детей информационные потоки захлестывают сознание, приводя к резкой смене процессов возбуждения и торможения. Иной раз, кажется, что ребенок "витает в облаках" и не участвует в учебном процессе, но затем происходит мгновенная перемена настроения, и он уже придумал как повеселить других.
Не каждый учитель, особенно молодой, к которому у всех наиболее пристальное внимание, сможет позитивно принять вызовы гиперактивного подросткового характера. Только мудрые учителя, став уже и психологами, смогут найти правильный подход к таким детям и научат их согласовывать свои желания с требованиями коллективной жизни. Научат их не только полагаться на прихоти своей моторики, но и уважать, слушать и, главное, слышать других людей.
Нашли ошибку?

Войдите: